Главная
Регистрация
Вход
Среда
18.09.2024
13:26
Приветствую Вас Гость | RSS
My first corporation

Меню сайта

Категории каталога
Мои статьи [7]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 23

 Каталог статей 
Главная » Статьи » Мои статьи

Пять чувств менеджера.продолжение
Почему менеджеру важно быть эмоционально компетентным?
Мы считаем, что без хорошо развитых навыков эмоционального интеллекта менеджер не будет успешен.
Во-первых, руководитель, погруженный в свое эмоциональное состояние, не может управлять собой: чтобы чем-то управлять, необходимо быть "не этим". Менеджеру необходимо растождествляться со своими эмоциями. Навыки эмоционального интеллекта предоставляют инструменты для самосознания и понимания того, что влияет на эмоции, действия и ментальные реакции менеджера. Самоосознанность даст менеджеру понимание самого себя, своих сильных и слабых сторон, потребностей как в профессиональной, так и в личной жизни.
Во-вторых, хорошо развитый эмоциональный интеллект помогает руководителю отдавать себе отчет в собственных эмоциях и чувствах, направлять их в полезное русло. Важно понимание того, какие эмоции менеджера могут повлиять на успешное поведение его подчиненных и, как следствие, на их результативность.
В-третьих, адекватное (т.е. соответствующее ситуации) использование своих эмоций менеджером позволит эффективно взаимодействовать с коллегами, помогать им в разрешении трудностей и конфликтов. Приведем пример. Региональный отдел продаж крупной дистрибуционной компании длительное время находился в офисе, отдельном от других отделов. Отдел большой, профессионально сильный, с очень опытным руководителем. В какой-то момент топ-менеджментом компании было принято решение о слиянии и перемещении всех отделов в общий офис. Возник конфликт. Навыки эмоционального интеллекта помогли руководителю не только взвешенно выслушать мнения всех заинтересованных сторон, но и понять как истинные, так и мнимые их позиции и предложить пути решения конфликта.

В-четвертых, эмоциональная компетентность сориентирует менеджера в понимании эмоций своих сотрудников. Это знание позволит ему быть более гибким и результативным в управлении: даст, к примеру, возможность предоставить воодушевленному, окрыленному успехом сотруднику новый и трудный проект вместо рутинной деятельности или поддержать смущенного неудачами новичка. Важность понимания эмоций сотрудников можно продемонстрировать на примере. В одном из крупных отделов киевской производственной компании появился неформальный лидер, который однозначно принялся конкурировать с руководителем за влияние. В подобной ситуации руководитель мог применить "допрос с пристрастиями", но вместо этого он решил выявить потребности этого сотрудника, определить его мотивы, узнать, что же на самом деле добивается сотрудник, конкурируя. В результате выяснилось, что сотрудник давно перерос свою должность как профессионально, так и личностно и нуждается в росте. Можно предположить, что если бы руководитель действовал напрямую, проясняя ситуацию обвинительными вопросами, компания с большой вероятностью потеряла бы ценного специалиста.


Развитие навыков эмоционального интеллекта
Эмоциональную компетентность менеджера можно усовершенствовать. Мы считаем, что подходить к развитию эмоционального интеллекта необходимо через развитие его составляющих. Менеджеру важно развить рефлексию и чувство эмпатии, повышать возможности саморегуляции, приобрести навыки взаимодействия в команде. Одним из первых шагов может стать развитие гибкости в процессе восприятия действительности. Существует два основных способа восприятия реальности - ассоциированный и диссоциированный. Ассоциированный подход означает, что человек находится внутри переживаемой ситуации, смотрит на нее своими глазами и имеет непосредственный доступ к собственным эмоциям. Диссоциированный подход, в свою очередь, позволяет оценивать событие как бы со стороны. В практическом смысле умение выбирать позицию восприятия будет полезным, например, в конфликтных ситуациях. Менеджер сможет попробовать отстраниться, посмотреть на ситуацию глазами стороннего наблюдателя. Это даст возможность спокойно проанализировать возникшие чувства и увидеть возможные пути разрешения конфликта.
Во-вторых, для повышения навыков осознания собственных эмоций менеджеру важно во время коммуникаций использовать предложения, которые начинаются со слов: "Я чувствую …" и заканчиваются понятием, обозначающим чувство. Простой пример: "Я чувствую гордость". Тем не менее, несмотря на кажущуюся несложность задачи, на этом пути менеджера подстерегают ошибки: подменить чувство поведением (к примеру, "Я чувствую так, как обвиняю кого-то…"), предметом ("Я чувствую себя как ненужный предмет…") или мыслью ("Я чувствую, что ты не прав…"). Чтобы избежать этих ошибок, менеджеру следует быть внимательным и точным в передаче собственных ощущений. Так, вместо "Я чувствую, что ты меня расстраиваешь!" (что, по сути, является эквивалентом обвинения) будет более правильным сказать: "Я чувствую себя расстроенным…", а фраза "Я чувствую усталость…" будет информативнее в выражении чувств, чем "Я чувствую себя как выжатый лимон…".
В-третьих, менеджеру важно понимать, откуда берутся его эмоции, что лежит в основе их проявления. Практически это осуществляется при помощи анализа своих поступков и эмоциональных реакций. Подобный самоанализ, например, важно немедленно устраивать при проявлении любых неадекватных реакций (вспышек гнева, раздражительности по отношению к коллегам и подчиненным). Менеджеру будет полезно задать себе следующие вопросы: 
• В какой ситуации я уже испытывал подобные чувства? 
• Какую информацию до меня пытаются донести мои эмоции? 
• Какие из своих чувств я приписываю другим людям? 
• Что я отрицаю в себе или в ситуации? 
• Чего я хочу на самом деле? 
Ответы позволят определить проблемное поле личности управленца и, как следствие, предоставят стартовую площадку для дальнейшего самоусовершенствования и развития. Особое внимание следует уделять отрицательным эмоциям. Менеджеру необходимо задать себе вопросы, проясняющие, являются ли эти эмоции оптимальными - для него лично, для коллег, для подчиненных. 
В-четвертых, менеджеру важно развить в себе умение постоянно осознавать свой эмоциональный опыт. Аналогией может послужить знакомое водителям ощущение своей машины во время езды. Для хорошего водителя естественно постоянно сознавать, что мотор его машины работает мягко. И хотя это не находится в фокусе внимания водителя, звук двигателя быстро привлечет внимание, если появится малейшая нерегулярность. Таким же образом менеджер должен "мониторить" свои эмоции и внимательно отслеживать чувство неадекватности. Когда, к примеру, негативные эмоции уже захлестнули человека, бороться с ними трудно, но вовремя замеченные первые всплески погасить несложно: можно зафиксировать свои чувства на бумаге, попытаться их проанализировать.

продолжение следует...
Категория: Мои статьи | Добавил: good-money (30.01.2009)
Просмотров: 1366 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024
Используются технологии uCoz